Театр
Пьесы, лаборатории, эскизы. 2020-2025


книга "Великолепный дождь", 2021
книга "(Не)лишние вещи", 2023
(опубликованы на гранты)


Эскиз спектакля по пьесе "Путч, птицы и призраки" в лаборатории Городского театра (Санкт-Петербург), 2024
Режиссер - Елена Левина, октябрь 2024.

Спектакль будет поставлен в 2025.

Пьеса "Путч, птицы и призраки", шорт-лист конкурса "Зачем я это помню?" от Ельцин-центра, победитель драматургической мастерской (Махачкала, 2021).

Бабушка мальчика Ника умирает в дни Путча. Ее старая соседка Ольга должна отвезти его к Сергею, отцу, в деревню. На историческом изломе город наполняется призраками. Умершие - мама Ира и дед Коля - должны помочь им. Но есть проблема - отец не знает о том, что он отец. А мир стремительно рушится.
Актеры
Варвара Павлова
Михаил Шеломенцев
Наталья Вишня
Анастасия Беляева
Артём Рагузин
Андрей Анкудинов

Помощник режиссера - Вероника Танцынова

Отдельное благодарность актеру Владимир Маслаков за то, что подарил голос сводкам РИА, видеохудожнику Вика Бессмертная за вклад в визуальный ряд, а так же саунд-дизайнеру и композитору Ilia Symphocat за композицию Clear Drops.

Фотографии Ира Копланова

Отрывки из эскиза
Действие происходит в квартире на 1 этаже старой хрущевки. На кровати спит бабушка Оля. Рядом сидит дедушка Коля, смотрит на нее.

Коля. Оля, Оль, вставай, ты же старая, старые столько не спят.
Оля. Я не виновата, что ты мертвый, и тебе совсем не нужно спать. И еще, что тебе скучно и делать нечего, мне по фигу.
Коля. Много у тебя дел. «По фигу», — ты же учительница русского языка. Не стыдно?
Оля. Дай, пожалуйста, поспать.

Коля наклоняется к ней и говорит почти в ухо.

Коля. Я соскучился, давай поговорим. Так ты была мне рада в первые дни.
Оля. Поплакала и будет. Лучше бы ты кран мог починить.
Коля. Какая ты меркантильная. Я же для разговоров. И для умных разговоров.
Оля. (бурчит) Ты? Для умных мыслей? У тебя восемь классов образования!
Коля. Ты прожила со мной сорок лет.
Оля. Конечно, кран не тек, и все полки на месте.
Коля. Говорю же, ты меркантильная!

Оля спускает ноги с кровати и надевает тапки.

Оля. Благодаря мне тебе знакомо слово «меркантильная», лимита.
Коля. Обидела, ох, обидела.
Оля. Бог с тобой, старый. Уже неважно. Ты умер. А я, судя по всему, сошла с ума. Раз разговоры с тобой разговариваю.
Коля. Кто нам указ теперь, мы старые. Я вообще, сама понимаешь, все, кончилось. Хотим и разговариваем, милая. Обняться только охота. Да я не могу тебя теперь как следует пощипать.

Текст пьесы
Конкурс коротких пьес Stories oт театра "Суббота", 2024

Пьеса "Герман - горе мое" на основе дневников, найденных на петербургской помойке в мае и августе 2024, вошла в лонг лист - 26 пьес из 350.

Текст пьесы



4.

Голос Аллы. 19 сентября 1956 года. Я никогда не задумывалась, помню ли я твой голос. И вот однажды, сидя в лаборантской, услыхала его. Да, да, твой голос! Он ласкал меня, и я трепетала от его звуков. Всё было то же. Те же долгие паузы при ответе, так же глухо было было начало фразы, и также казалось, он говорит во весь голос и сейчас скажет что-то очень важное. Я металась по комнате. За стенкой был класс, Герки там быть никак не могло. Но голос, голос…голос!

5.

1.00

Становится еще темнее. Аллу и Люська освещает только свет около дома.

Люсек. (строгает палку, видно, что говорит уже долго) …понимаешь, батя ушел, всё накрылось медным тазом. Не сдюжила она, теть. Трое, все есть хотят, сиську просят, ширли мырли отдыхает. Колян сидит третий год, за угон, Катя взамуж в 18, племянник три года, Петя, но "тоска заела", разбежались. А я, я — в поле не воин.
Алла. (неожиданно отвечает, задетая чем-то в его рассказе). Никто не воин.
Люсек. Я же — мужик (Поет.) бродяга, одинокой любви Казанова…
Алла. Ребенок — ты.
Люсек. Же. Ребенок.
Алла. Правильно говорить "the".
Люсек. Ты смешная. У меня был в школе желтый учебник "Инглиш"...Любил его, но мы с пацанами сожгли, когда сосиски жарили. Костер плохо получался.
Алла. Старшим нужно говорить: "Вы".
Люсек. Ок. Ты-вы смешная.
Алла. Дурак.
Люсек. Ду рак. Папка, говорят, ду это самое. Ни разу не набрал. Как будто нас корова языком слизнула. Раз и не было. Ни меня, ни Катьки, ни Коляна. И мамы. Катька плакала. А мы нет. Мы к говну привычные.
Алла. Можно привыкнуть?
Люсек. Ха, смешная ты, говорю же легко. Сидеть тут привыкла? То-то же. Лютое же, это, ну, гэ. Романтика, ебтыть, сидеть тут, разгонять нас, грешных, любителей мостов. Лабуда. Мечта детства. Ужас, летящий на крыльях ночи. Почти как туалеты мыть Я бы не смог. Лучше три дня вагоны поезда, чух-чух-чух, разгружать. А вот этому нельзя привыкнуть. (Показывает на небо, полное звезд.) Я так и не смог. Как это светят в прошлом, а видно сейчас?
Алла. Это со всем так. (Тяжело встает и начинает разминать ноги). Там случилось, а мы видим сейчас, что получилось.
Люсек. А у вас. Же. Ребята. Есть?

Алла молчит.

Люсек. А thе Муж?

Алла молчит и запирает окно, показывая, что не хочет продолжать разговор. Люсек не видит, как она достает из шкафа тетради по одной и раскладывает вокруг себя. Театрадей много, из них выпадают листы, Алла с трудом пытается собрать их. В окно врывается ветер и кружит их.

Спектакль по пьесе "Лишние (вещи)"
Режиссер - Елена Левина, февраль 2024

История о женщине, рассказанная в трех ее возрастах. Она пропадает, и чтобы найти бабушку, внучке придется вернуться в старую квартиру, заполненную вещами.

Пьеса написана в резиденции в музее "Арткоммуналка. Ерофеев и другие" в 2022 году. Актеры - непрофессионалы.

Одна из составляющих резиденции - выставка вещей, "хранителей памяти" жителей Коломны.

Одна из сфер моих интересов - материальная культура, антропология вещей, память и предметы, смерть вещи. Поэтому проект основан на коллекции, которой владеет музей - вещи из быта эпохи 60-х.

Блокнот для записей, где дети оставляли пожелания; духи "Красная Москва", туфли, запонки, сережка без камня - всё это источник воспоминаний. В них можно спрятаться и утонуть. Они же - ключ к спасению.

Наталья. Родила я двойню. Привезли их домой. А мальчику на лицо села кошка. Пока я белье вешала. Он и задохся. Кошка наша большая, серая. Красивая, ух. Глаза зеленые как мои стаканы любимые. Подарили нам на годовщину набор. Муж не понял, почему я кошку не дала выкинуть или усыпить. Но как тут объяснишь. Смотрела ей в глаза и всё помнила.
Осталась девочка, да.

Достает из швейной коробки пластиковые пуговицы от детских платьев, на экране фотография пуговицы.

И кошка осталась. Глупое животное, чего у неё попросишь.

Бабушка Наташа. Смотрела на неё, а рядом сынок всегда за плечом стоит. Улыбается мне. Приходит ночью и говорит: “Мама, не плачь, мне хорошо тут”. Мама не плачь, смотри-ка. Дитё неразумное, а понимает. И я фартуком утираюсь. Дочка спрашивает, от чего я плачу. А я молчу да ухожу в сарай. Посижу и выйду.
Наташка. Всё лето Борька и Фроська хрюкали в сарае. А осенью куда-то пропали.
Наталья. Хожу с сумочкой. А в неё собираю камни. Или на пляже сижу, пальцами перебираю песок. Муж Алёша шепчет, уговаривает. Тетка кричит. Я только головой киваю. Соседка им помогает. Ходит на молочную кухню. Кормит. Гуляет. Гладит ему рубашки.

<...>

Зима. Лика приезжает в квартиру к бабушке. Видит, что всё заставлено вещами.

Лика. Бабушка - это:
  • крем “Балет” и мелкая пахучая пудра;
  • духи “Красная Москва”. Красной я ее и рисовала всегда Москву. Когда мы переехали, удивилась, что она разноцветная.
  • желтая швейная коробка, полная пуговиц. В них можно играть;
  • туфли. В них можно было поставить мои маленькие ноги и ходить как будто взрослая; (Лика меряет бабушкины туфли, теперь они ей впору)
  • запах уксуса от волос;
  • зубной порошок, его хочется жевать, так он вкусно пахнет;
  • сережка, которую я зажала в кулаке, когда мы уезжали. Длинная, звенит, если потрясти (Лика достает ее из кармана и трясет)
  • слезы в день рождения мамы пока та не видит.
Голос за сценой. Ликуша, ну ты мереховик. Бабушка, кто такой мироховик? Очень неуклюжий человек. Марь Иванна чай пила, а живот холодный. Будешь чай? Буду, мабушка. Почему мабушка? Ты всё сразу. Мама спит, она устала, но и я играть не стала. Я волчка не завожу, я уселась и сижу. Не шуми, Ликуша.
Лика. Я не шумлю, бабушка. Я тут тихо у тебя посижу. Где ты?

Лика не находит никаких фотографии. Только одну, где бабушка с Ликой и Леной. Она забирает её и кладет в карман.


Пьеса "Великолепный дождь" (шорт-лист лаборатории "Чехов nоn-fiction", 2020)

Документальная пьеса, в которой нет ни одной авторской фразы - только ремарки. Я взяла дневник отца Антона Павловича Чехова Павла Егоровича и записные книжки самого Чехова.

Это диалог без диалога. Кажется, нет связи между фразами "Ночью был дождик, на дороге пыль прибил" и "Собака съела голубка желтого", которые Павел Егорович оставлял о быте имения Мелихово, с заметками его сына - писателя. Но связь можно уловить. Внутри есть ритм и рифмы, тонкая нить родства.

"Павел Егорович. Сделана большая дорожка, от дому до забора.
Раскатывают дорожку мимо скамейки. Слишком близко к Антону Павловичу.
Антон Павлович. Жизнь кажется великой, громадной, а сидишь на пятачке".

С этой идеей участвовала в питчинге Суздальского анимационного фестиваля от АСПИ (шорт, 2023) (мультфильм в жанре "анимадок" "Чехов, я твой отец") и в конкурсе иллюстрированных книг от импринта А+А (лонг-лист)

кадр из видео:

Антон Павлович. «Мама, Петя богу не молился!» Петю будят, он молится и плачет, потом ложится и грозится кулаком тому, кто пожаловался.

Один из актёров у огорода грозит кулаком в потолок.

Павел Егорович. Вишни, груши и сливы цветут.

Приносят несколько условных деревьев, на них накалывают цветы. Один из цветков накалывают на Антона Павловича.

Антон Павлович. Зачем деревья растут и так пышно, если хозяева умерли?
Павел Егорович. Сделана большая дорожка, от дому до забора.

Раскатывают дорожку мимо скамейки. Слишком близко к Антону Павловичу.

Антон Павлович. Жизнь кажется великой, громадной, а сидишь на пятачке".
Эскиз по пьесе "Торговка воспоминаниями"
В рамках лаборатории Московского областного театра кукол "Маленькая драма", 2021. Режиссер: Константин Землянский

История о мире, в котором научились продавать и покупать воспоминания в виде коктейлей.
Пьеса "Александр Николаевич, дорогой"
В рамках стипендии для талантливой молодежи от Союза театральных деятелей, 2022 год.

За основу я взяла дневник Островского, который он вел последний год своей жизни, посты с женского форума, анкеты из Тиндера и заседание Книжного клуба, посвященное "Бесприданнице".

Героини приходят к умирающему драматургу, чтобы "поквитаться" за свою жизнь. А ребята из Книжного клуба в нашем времени задаются вопросом: "А сейчас бесприданницы есть?".

В этом проекте я сама стала режиссером читки.

" Коля. Обсуждают, что мать нашла Ларисе жениха. Карандышева. Которого она надеется полюбить. Он был жалкий, хотел застрелиться, но не смог. Пил. Мелкий чиновник.
Даня. Они все пили. Это же русская литература.
Коля. Обсуждали, на ком стоит жениться и как капитал приумножить. Вот это всё: «Пароход хочу купить».
Даня. Да я каждые выходные это от пацанов своих слышу. Эх, пароход, пожалуй, куплю!

6.

Затемнение. Входят Александр Николаевич со свечой в руке и Лариса. Она всё также стоит за его спиной. Ночь.

Александр Николаевич. Письмо Мысовской. Я простудился на репетициях и расхворался; у меня страшный катар и постоянное удушье: залиты легкие, я не сплю ночи и каждую минуту боюсь задохнуться.
Лариса. Александр Николаевич, дорогой.
Александр Николаевич. (вздрагивает, панически озирается) Кто здесь? Что такое?
Лариса. Ну как же. (выходит ближе к свету) Не узнаете? (напевает) Не искушааааай меня без нужды.
(Хор героинь подпевает Ларисе)
Другие проекты:

- Пьеса "Река Кости" (шорт-лист конкурса от театра "Суббота"), 2021.

После игры "Правда или действие" подросток тонет в реке. Девушка, в которую он был влюблен, возвращается в поселок через 15 лет.

- Пьеса "(Не)лишние вещи" о вещах оставшихся и уехавших (победила в фестивале "Охота за реальностью" в Театр.doc). Почитать пьесу.

- Пьеса "Хамар-дабан" о гибели тургруппы Коровиной в горах Хамар-Дабан (с элементами театра кукол)

- Пьеса "Орбита. Без сахара" о последнем космонавте СССР Сергее Крикалеве и первом рейве в павильоне "Космос" на ВДНХ.

-Пьеса "Иониада". Люди, попавшие в междумирье находятся на грани жизни и смерти. Чтобы принять решение, продолжать бороться или сдаться, они должны поставить спектакль по Книге Ионы и другим текстам, связанным с этой историей.

  • Детская пьеса "49 котят", лонг-лист конкурса "Молодые люди". Ежик усыновляет 49 котят, которых нашел в лесу. В 2024 переделала в рассказ, и получила 2 место на конкурсе от издательства "Настя и Никита" на лучшее короткое произведение для детей.
Лаборатории и другие конкурсы

- участник лаборатории "От писателя к сценаристу" в Переделкино, 2023;
- участник лаборатории мюзикла от Театра-театра в Перми, 2022;
- победитель отбора на питчинг идей Суздальского анимационного фестиваля, 2023
- участник лаборатории балетной критики, 2024 (для меня - в рамках разработки танцевального перформанса).
- лонг-лист конкурса короткометражных фильмов "Сast", 2023.
- участник лаборатории "Меняем культурную среду вместе" (Новая сцена Александринского театра и школа "Инклюзион"), 2021
- участник лаборатории "Островский.Перезагрузка"(музей-усадьба "Щелыково"), 2021
- участник лаборатории для писателей в Великом Новгороде от АСПИР, семинаров в Петрозаводске, Мурманске, Махачкале, Форумов молодых писателей разных лет.

Новое:

  • Попала в шорт-лист конкурса "Зачем я это помню" от "Ельцин центра" с идеей пьесы-байопика про художника Александра Петрелли - "человека-пальто";
  • Съездила в мастерскую от АСПИР под руководством драматургов Дмитрия Данилова и Родиона Белецкого в Мурманске (июнь 2024).