Что такое "высокий стейк" в сценарии и драматургии?

Мне много что любопытно, вот, к примеру, гуглить незнакомые выражения бывает полезно.
В курсе от Education Naition и GOOD STORY MEDIA по сценарному мастерству - я посмотрела 4 бесплатных лекции - несколько раз звучит выражение "высокий стейк" по отношению к персонажам, их мотивации и характеристикам. В такой формулировке найти на русском хоть что-то не удалось - можете себе представить, сколько красивых мясных стейков я увидела по запросам. Пришлось перейти на английский и перевести кусок ответа на cайте Quora.
Речь идет о выражении "raise the stakes" - поднять ставки. Как пишет сценарист Шон Худ, «история» в традиционных голливудских фильмах часто основана на том, что есть «кто-то, кто хочет чего-то очень, очень сильно и не может это получить». По мере того, как последствия неудачи становятся все более и более мрачными, напряжение внутри истории возрастает, и «ставки» повышаются.

Например, полицейский в боевике может раскрыть дело, и если он этого не сделает, может потерять работу. По мере развития сюжета персонаж может обнаружить, что, если не арестует преступника, может фактически потерять свою жизнь (ставки повышены). Затем в конце он может понять: если не поймает убийцу, его дочь-подросток, похищенная злодеем, может погибнуть (ставки еще выше.)
Если ставки в истории слишком низки или остаются неизменными на протяжении всего времени, аудитория может потерять интерес к сюжету.
Важно понимать, что все эти «ставки» - эмоциональные. Если мы (аудитория / читатель) заботимся о персонаже и знаем, что неуспех будет эмоционально разрушительным для него, ставки становятся более высокими. Таким образом, «повышение ставок» может потребовать от нас узнать что-то новое о главных героях. Это позволит нам быть увлеченными историей до конца.

Например, в «Молчании ягнят», когда Кларисса Старлинг рассказывает о том, как ей не удалось спасти весенних ягнят, рожденных на ферме ее дяди, от забоя, мы понимаем, что «раскрытие дела» имеет глубокий эмоциональный резонанс. Поэтому мы нас больше интересует финал. Мы узнаем об этом "формирующем событии" из ее разговора с Ганнибалом Лектором. Он отмечает, что ее желание быть агентом ФБР проистекает из глубокой необходимости избавиться от чувства вины. Она не спасла ягнят, и теперь хочет спасать людей от насильственной смерти. Таким образом, миссия этого персонажа - разрешить текущую проблему и восполнить какие-то пробелы в прошлом.

(См. статью Мэрилин Хоровиц о тех самых ставках: http: //www.movieoutline.com/arti ...). Её перевод на русский.

Если ставки в истории слишком низки или остаются неизменными на протяжении всего времени, аудитория может потерять интерес к сюжету.
Кен Миямото, продюсер, сценарист:

Еще один способ "повысить ставки" - препятствия и конфликт. Вам нужно отправлять своих героев в ад и обратно, и это касается любого жанра, будь то комедия, драма, боевик, неизвестность, триллер, ужасы т.д.

Простой пример - Die Hard ("Крепкий орешек"). Это мог быть просто фильм о полицейском, который входит в здание, контролируемое террористами, и спасает жертв. Но они подняли ставки, сделав жену персонажа одним из заложников, еще больше усилили конфликт, разлучив их, сделали его полицейским не из этого округа. Он действительно не имеет местной власти (таким образом, ФБР понятия не имеют, кто он и не готовы помогать ему).

А потом появляются важные мелочи. У персонажа нет обуви. Он должен был быстро сбежать из ванной, где ему велели бороться со сменой часовых поясов, ходя по ковру и сжимая его пальцами ног. Джон убивает плохого парня. И готов взять его ботинки, но они слишком маленькие. В дальнейшем, "ставки" еще больше повышаются - осколки стекла впиваются в ноги Джона. Как в таком состоянии он победит врага?

Когда вы повышаете ставки, вы создаете лучших персонажей. Формируете их реакции на постоянный конфликт, создаете препятствия, и это придает образам большую глубину.
Made on
Tilda